Министр энергетики - о перспективах торговли электроэнергией с соседями, просроченной дебиторке и законе «Об электроэнергетике"
Один любопытный факт: во времена Пушкина уровень освещенности залов во время проведения там балов и прочих торжеств был в десять раз ниже, чем сегодня составляет свет одной 60–ваттной лампочки. Знаменитые блистательные рауты и приемы, несмотря на обилие горящих свечей, по нынешним меркам проходили в полутьме. Сегодня энергетика — важная составляющая нашей жизни, хотя о большинстве удобств граждане даже не задумываются — светло и тепло воспринимаются большинством как явления, сами собой разумеющиеся. Мы решили поговорить с министром энергетики Владимиром ПОТУПЧИКОМ о том, с какими итогами отрасль закончила прошлый год и каких преобразований стоит ожидать в ближайшем будущем.
Хороший год
— Владимир Николаевич, недавно Минэнерго подводило итоги года, прошла коллегия. Буквально в двух словах: как вы оцениваете работу организаций и предприятий отрасли?
— Не хотелось бы вдаваться в излишние подробности и утомлять цифрами, приведу лишь два показателя, по которым у нас сегодня оценивают эффективность, наверное, любого предприятия или отрасли — уровень зарплаты и число вновь созданных рабочих мест. Так вот, по итогам прошлого года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в организациях, входящих в систему Минэнерго, составила 1118 рублей. Это чуть больше того параметра, ориентироваться на который требовал Президент, и даже выше, чем мы рассчитывали изначально. А на вновь созданные рабочие места было трудоустроено 473 новых работника. Из них 194 человека пришли трудиться на ГПО «Белэнерго», 61 — в ГПО «Белтопгаз». На госпредприятии «Белорусская АЭС» было создано 218 новых рабочих мест. Комплектование этого предприятия кадрами в 2018 году будет продолжаться.
— Какие события в энергетике в прошлом году вы бы назвали ключевыми?
— Сделано было немало. В стране построили и реконструировали 1,68 тыс. километров линий электропередачи напряжением 0,4–330 кВ и 128 километров тепловых сетей, проложили 1,823 тыс. газопроводов. Также газифицировали природным газом более 27 тыс. квартир и почти 12 тыс. перевели на потребление природного газа со сжиженного.
А обо всех громких инфраструктурных проектах вы, наверное, наслышаны. В прошлом году была введена в эксплуатацию Гомельская ТЭЦ–1 с применением современных парогазовых технологий мощностью 35 МВт. В Минском районе построены первый и второй пусковые комплексы первой очереди реконструкции подстанции 330 кВ «Минск–Северная». Была проложена сеть электроснабжения к заводу по производству белой жести в Миорском районе. Наши специалисты реализовали восемь пусковых комплексов по выдаче электрической мощности от БелАЭС, завершили строительство энергосберегающих теплиц в поселке Ореховск Оршанского района.
Из того, что хотелось бы выделить особо, назову завершение летом прошлого года строительства двух крупнейших ГЭС — Полоцкой и Витебской. Их суммарная мощность — 61,7 МВт. Даже работая неполный год, они позволили увеличить производство электроэнергии из возобновляемых источников энергии по ГПО «Белэнерго» к уровню 2016 года втрое — с 128 до 399 млн кВт.ч.
Энергетика должна быть экономной
— В последние годы одна из главных задач, которая ставилась перед энергетиками, — это снижение уровня нашей энергозависимости от внешних факторов. Есть ли успехи в этом направлении?
— Конечно, есть. В данном случае, как говорится, все познается в сравнении. Для наглядности влияния инвестпроектов на эффективность нашей энергосистемы приведу данные за последние пять лет. Так вот с 2013 года собственное производство электроэнергии у нас в стране увеличилось на 2,1 млрд кВт.ч, или на 7,4%. Примерно 567 млн кВт.ч из этого объема предприятия производят за счет использования местных и возобновляемых топливно–энергетических ресурсов. Это направление, кстати, у нас за эти годы выросло вчетверо. И еще важная цифра: за пять лет импорт электроэнергии страна сократила на 3,9 млрд кВт.ч, или на 53,4%.
Если говорить в абсолютных величинах, то за этот период потребление импортируемого топлива у нас в стране снизилось на 3,2 млн т.у.т. Это эквивалентно 2,8 млрд кубометров природного газа и соответствует уменьшению нагрузки на валютный рынок страны на 532 млн долларов.
Проведенная модернизация нашей энергосистемы и достигнутые по ценам на газ договоренности на уровне президентов и правительств Беларуси и России позволяют стране, начиная с 2018 года, полностью отказаться от импорта электроэнергии из–за пределов республики.
— А как сегодня выглядят позиции нашей страны в части экспорта электроэнергии?
— Мы работаем параллельно с энергосистемами России, Украины и стран Балтии. В настоящее время экспорт электроэнергии из Беларуси осуществляется в Литву в соответствии с правилами торговли энергобиржи NordPool по контракту с одной из компаний, являющейся резидентом Литвы. Кроме того, экспорт электроэнергии из нашей страны может осуществляться в рамках договоров на оказание аварийной взаимопомощи в Литву, Латвию, Эстонию и Россию, а также в незначительных объемах в Украину — для энергоснабжения приграничных населенных пунктов. Если говорить об объемах экспорта, то они пока относительно невелики. В 2015 году наши поставки достигли 194,4 млн кВт.ч, в 2016 году — 160,1 млн кВт.ч, в 2017 году — 147,5 млн кВт.ч.
Наша станция
— Понятно, что такие показатели у нас начнут серьезно меняться в большую сторону с конца 2019 года, когда реактор БелАЭС будет окончательно запущен и выдаст первые киловатты энергии. Но главный вопрос, который сегодня всех заботит, сможет ли наша станция продавать электроэнергию в государства ЕАЭС и ЕС?
— Мы не рассматриваем полномасштабное функционирование электроэнергетического рынка на конкурентных началах без создания рынка газа. Мы очень заинтересованы в том, чтобы по времени эти процессы были синхронизированы. После создания рынка газа все субъекты оптового рынка электроэнергии нашей страны, включая БелАЭС, смогут торговать на общем электроэнергетическом рынке союза. Пока же сроки таковы: общий электроэнергетический рынок ЕАЭС должен быть сформирован к 1 июля 2019 года, а общий рынок газа — к 1 января 2025 года.
Что касается экспорта в страны ЕС, то вам прекрасно известно, какая обстановка создается вокруг строительства БелАЭС в близкой к нам Литве. Поэтому при наличии технических возможностей и при имеющихся конкурентных преимуществах поставок белорусской электроэнергии в эту республику от АЭС в настоящее время пока не планируется. А для поставок электроэнергии в Польшу в настоящее время, увы, отсутствуют технические возможности.
— Как идет интеграция БелАЭС в Объединенную энергетическую систему?
— В 2017 году был разработан и в настоящее время находится на согласовании с заинтересованными проект указа, который должен четко расписать все нюансы этого процесса. Документ предусматривает оптимизацию затрат на реализацию мероприятий по режимной интеграции БелАЭС в Объединенную энергетическую систему страны, а еще — повышение надежности энергоснабжения потребителей и повышение эффективности работы электроэнергетического комплекса в случае наступления событий, способных повлиять на энергетическую и экономическую безопасность страны.
Основная наша задача на 2018 год — активизировать реализацию мероприятий по интеграции БелАЭС в энергосистему, в том числе по установке электрокотлов и строительству пиково–резервных энергоисточников. С 2018 по 2020 год в энергосистеме будут реконструированы три системообразующие подстанции: подстанция 220 кВ «Столбцы» с переводом на напряжение 330 кВ, подстанция 330 кВ «Могилев–330» и подстанция 750 кВ «Белорусская». В этом году должны быть продолжены работы по реконструкции подстанции 330 кВ «Минск–Северная», реконструкции Минской ТЭЦ–3, реализации проекта по выдаче электрической мощности с БелАЭС.
— А как сама станция? Успеваем завершить строительство в оговоренные сроки?
— В настоящее время строительство энергоблока № 1 БелАЭС находится на этапе завершения общестроительных работ, активно ведутся электромонтажные и тепломонтажные работы. Высокая степень строительной готовности достигнута и на энергоблоке № 2, где специалисты уже приступили к монтажу основного оборудования.
Нынешний год для сооружения БелАЭС является решающим. Чтобы ввести первый блок электростанции в эксплуатацию в декабре 2019–го, в этом году необходимо будет в основном завершить строительно–монтажные и пусконаладочные работы, завезти ядерное топливо и подготовиться к физическому пуску. Предполагаю, что он произойдет в первом квартале 2019 года. Все это очень большой фронт работ, и предстоит мобилизовать все усилия.
— С финансированием проблем нет?
— Как и в прошлые годы, основной прирост объемов капиталовложений в 2018 году будет обеспечен на объектах строительства атомной электростанции. Общий объем капиталовложений по «Минэнерго» прогнозируется на уровне 2,6 млрд рублей.
О долгах перед энергетиками
— Одна из сложностей для предприятий, входящих в структуру «Минэнерго», — неплатежи в их адрес за отпущенные энергоресурсы и электроэнергию. Изменилась ли ситуация?
— Долги по–прежнему есть, и немалые — на 1 января они составили 247,9 млн долларов за природный газ и 933,5 млн рублей за энергию. В целом же по стране за 2017 год было недоплачено за природный газ 32,3 млн, за энергию — 130,8 млн рублей. При этом наблюдается интересная картина: многие предприятия–должники начали рассчитываться с нами, а вот задолженность потребителей коммунальной формы собственности продолжает расти. По природному газу коммунальники в прошлом году прибавили 15,5 млн долларов, до 95,7 млн. По энергии долги коммунальных организаций приросли еще более высокими темпами — на 110,1 млн рублей (или на 26,4%) и достигли 511,4 млн рублей, или 54,8% от долга всех потребителей.
Непросто выглядит ситуация с расчетами за природный газ у организаций «Минстройархитектуры». В прошлом году их долг вырос еще на 15,6 млн долларов (или на 20%) и достиг 92,4 млн. Но есть и положительные примеры — отдельные организации начали погашать ранее накопленные долги. В частности, организации Минпрома при полной оплате текущего потребления погасили более 6 млн долларов долгов по природному газу и более 58 млн рублей по энергии.
Говоря откровенно, необеспечение потребителями полной оплаты за потребленные энергоресурсы представляет собой фактически предоставление за наш счет товарного кредита. Чтобы не срывать расчеты с ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», энерго– и газоснабжающие организации вынуждены привлекать кредитные ресурсы, несмотря на то, что кредитная нагрузка по другим ранее привлеченным инвесткредитам у них немаленькая.
Все будет по закону
— Еще одна важная задача, которая сегодня стоит перед отраслью, — подготовка проекта Закона «Об электроэнергетике». Что это будет за документ и когда стоит ожидать его появления?
— Проектом закона предусматривается формирование новой структуры энергетической отрасли и подготовка целого ряда подзаконных нормативных актов. Полагаю, что документ будет вынесен на рассмотрение Парламента уже в июле текущего года. Приступая к работе над проектом Закона «Об электроэнергетике», мы проанализировали опыт создания электроэнергетических рынков более 30 стран. И во всех этих странах общей чертой при проведении реформ являлось разграничение монопольных и конкурентных видов деятельности. Под монопольными видами деятельности следует понимать транспортировку и оперативно–диспетчерское управление, потенциально конкурентные — это производство и сбыт. Кроме того, происходили демонополизация отрасли и создание соответствующих субъектов электроэнергетики (производитель, системно–сетевой оператор, оператор системы распределения, поставщик) с одновременным развитием антимонопольного регулирования, введением для независимых поставщиков электрической энергии недискриминационного доступа к инфраструктуре, либерализацией рынков электрической энергии.
На коллегии я предупредил коллег: как бы пафосно это ни звучало, от того, насколько качественно, ответственно, полно мы сегодня подойдем к разработке новых документов, зависит не только дальнейшее развитие самой энергетической отрасли, но и потребителей энергии, а это вся наша страна.