Газпром назвал сроки расторжения контрактов с Нафтогазом.

Расторжение контрактов между «Газпромом» и украинским «Нафтогазом» может занять до двух лет, заявил глава российской компании Алексей Миллер. При этом он отметил, что «Газпром» был вынужден начать соответствующую процедуру после решения Стокгольмского арбитража, которое создало дисбаланс интересов сторон. В свою очередь премьер Дмитрий Медведев в ходе рабочей встречи с главой российской корпорации назвал действия компании «нормальным правовым путём прекращения договорных отношений». При этом Миллер подчеркнул, что в настоящее время именно Киев должен доказывать целесообразность продолжения транзита газа в Европу по украинскому маршруту.

Контракты на поставку газа на Украину и транзит через её территорию будут расторгнуты в течение полутора-двух лет. Такое заявление сделал председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в ходе рабочей встречи с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.
При этом глава «Газпрома» отметил, что конфликт российской компании и украинского «Нафтогаза» пока не представляет угрозы для поставок голубого топлива в Европу.
«Расторжение контрактов — это процедура не очень быстрая. По-видимому, на это уйдёт плюс-минус полтора-два года. Но для транзита газа в Европу через территорию Украины в настоящее время рисков никаких нет, если, конечно, не будет несанкционированного отбора со стороны НАК «Нафтогаз Украины», — заявил Миллер.


Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини призвала «Газпром» начать поставку газа Украине. Она также заявила о готовности Еврокомиссии...
Он пояснил, что «Газпром» был вынужден начать процедуру расторжения контрактов с Украиной после того, как Стокгольмский арбитраж принял асимметричное решение, согласно которому российская сторона должна выплатить «Нафтогазу» $2,56 млрд, после чего украинская компания заявила о намерении взыскать с Москвы и другие штрафы в размере нескольких миллиардов долларов.
«В таких условиях для нас эти контракты становятся экономически неэффективными, нецелесообразными с экономической точки зрения, и «Газпром» принял решение о начале процедуры расторжения контрактов в судебном порядке через Стокгольмский арбитраж. Мы уже подали апелляцию по контракту на поставку газа на Украину, до конца марта будет подана апелляция по контракту на транзит и инициирована процедура расторжения контрактов в установленном порядке», — пояснил Миллер.
При этом он выразил надежду на то, что в рамках новых разбирательств Стокгольмский арбитраж исправит возникший дисбаланс интересов сторон.
В свою очередь глава кабмина назвал действия «Газпрома» нормальным правовым путём прекращения договорных отношений.
«Все договоры имеют свойство, как говорят юристы, изменяться, и в конечном счёте они или заканчивают своё действие, или расторгаются в установленном порядке. В данном случае это судебный порядок», — заявил Медведев.
При этом он отметил, что все разбирательства должны проходить в рамках существующего правопорядка и ими занимались лишь сами спорящие стороны. Вместе с тем он осудил комментарии, которые позволяют себе должностные лица из ЕС и США.
«Что касается иных способов влияния на такие отношения, то, на мой взгляд, это абсолютно неправильно, это носит совершенно очевидный политический оттенок. Я имею в виду отдельные комментарии, которые допускают должностные лица из Европейского союза и даже, что совсем парадоксально, из Государственного департамента США. Ни Евросоюз, ни тем более министерства иностранных дел каких-то иных стран к двусторонним отношениям между «Газпромом» и его украинским контрагентом отношения не имеют», — подчеркнул Медведев.

Российский премьер также обратил внимание на то, что вариант продолжения транзита газа через территорию Украины не должен исключаться. По его словам, в этом вопросе надо придерживаться критериев выгодности и эффективности соответствующего контракта.
В свою очередь Алексей Миллер отметил, что в настоящее время именно Киев должен доказывать целесообразность пролонгации транзитных поставок по украинскому маршруту.
«Без сомнения, в текущих условиях уже украинская сторона должна доказывать экономическую эффективность и целесообразность продолжения транзита газа через территорию Украины, и мы готовы выслушать и рассмотреть такие предложения, если они будут», — заявил Миллер.
По его словам, ситуация развивается на фоне рекордных объёмов поставок газа в Европу. За февраль был установлен исторический для этого месяца рекорд поставок газа на европейский рынок — 17,4 млрд кубометров газа, что на 6,8% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Только за 2 марта в Европу было поставлено 713,4 млн кубометров голубого топлива.
Миллер добавил, что одним из конкурентных преимуществ России является то, что она обладает уникальной возможностью для удовлетворения пикового спроса на европейском рынке — до 260 млрд кубометров газа в год, тогда как в минувшем, рекордном году в Европу было поставлено 194,4 млрд кубов (ещё более 25,2% запаса мощности).
«В подземных хранилищах Европы сегодня газа осталось очень мало — где-то 25%. В некоторых странах этот уровень вообще критический — где-то 10%. И это значит, что в предстоящий период закачки, летом, спрос на российский газ будет также высоким. Конечно, в условиях, когда добыча газа в самом Европейском союзе снижается, когда растёт спрос на российский газ и мы видим, что растёт и пиковый спрос, ещё большую актуальность приобретают новые экспортные газотранспортные проекты поставки российского газа на зарубежные рынки. Это и «Турецкий поток», и «Северный поток — 2», — отметил Миллер.
На этом фоне Апелляционный суд Киева отклонил апелляцию «Газпрома» на решение Хозяйственного суда Киева, в октябре 2017 года постановившего взыскать с российской компании штраф в размере 171 млрд гривен (около $6,5 млрд).

Также во вторник, 13 марта, в Лондоне прошла презентация «Стратегия 2025» австрийской нефтяной компании OMV, которая является одним из инвесторов строительства газопровода «Северный поток — 2». Глава OMV Райнер Зеле заявил, что этот трубопровод в долгосрочной перспективе гарантирует энергетическую безопасность европейских стран, особенно в свете прогнозируемого снижения собственной добычи газа.
«Этот трубопровод увеличит безопасность Европы в вопросах поставок газа на европейский рынок, особенно в условиях того, что добыча газа в этом регионе будет потенциально снижаться. Мы очень нуждаемся в увеличении объёмов импорта газа, особенно в северо-западный регион».

Вместе с тем глава австрийской компании отметил, что пока преждевременно говорить о возможном расширении этого проекта и строительстве новых веток «Северного потока» для увеличения прямых поставок газа из России в Европу.
«Вы знаете, как я занят в связи со строительством «Северного потока — 2», и вы сейчас хотите взвалить на мои плечи «Северный поток — 3». Дайте нам сперва построить эту трубу, а потом будем мечтать о следующей», — заявил Зеле.

Гендиректор OMV добавил, что компания уже получила разрешение на строительство «Северного потока — 2» от Германии и теперь аналогичное согласие должен выдать и ряд других европейский стран. При этом Зеле не уточнил, в какие сроки он рассчитывает получить разрешения, но подчеркнул: этот процесс не вызывает у него опасений.