Эксперт о возможных сценариях развития ситуации с «Газпромом» и «Нафтогазом»

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал заявление главного коммерческого директора компании «Нафтогаз» Юрия Витренко о том, что для компенсации недостатка газа на Украине его пришлось покупать в Европе по цене в четыре раза выше, чем у «Газпрома».
«Позиция Украины, конечно, довольно парадоксальная. То они кричат, что «слезли с газовой иглы России». Потом они говорят, что погибают без российского газа, а «Газпром» их замораживает. Сейчас они опять начинают играть в энергетическую независимость», — сказал Юшков.

Как отметил эксперт, если на споте цена действительно под $1 тыс., а то и больше, за тысячу кубов, то по долгосрочному контракту с «Газпромом» она была $200.

По мнению Юшкова, сейчас развитие газового кризиса может пойти по одному из двух путей — по позитивному или негативному.

«Мягкий сценарий — это если стороны будут общаться в трёхстороннем формате: Россия, Европа, Украина. И будут проходить заключение новых договоров на транзит на поставку через Украину на тех основах, которые предлагал Стокгольмский арбитраж. Есть более жёсткий вариант — если Киев будет ориентироваться на американцев. Тогда украинцы пойдут на обострение конфликта и попытаются арестовать российский газ, который идёт по трубе, на сумму долга «Газпрома» «Нафтогазу». «Газпром» воспримет это как воровство и остановит транзит. В выигрыше окажутся США, потому что в Европе возникнет дефицит газа, американским производителям сжиженного газа будет выгодно поставлять его в Европу. В обмен на это американцы... введут дополнительные санкции при строительстве «Северного потока — 2», — заключил Юшков.

Как полагает эксперт, такой радикальный сценарий абсолютно не выгоден европейцам, поэтому его реализация будет зависеть от того, сможет ли Европа повлиять на Киев.

Главный коммерческий директор компании «Нафтогаз» Юрий Витренко заявил, что для компенсации недостатка газа на Украине его пришлось покупать в Европе по цене в четыре раза выше, чем у «Газпрома». Он добавил, что цена достигала показателя в $1325.

Ранее глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что разногласия между «Газпромом» и украинской компанией не представляют рисков для Европы.