Возможен ли дефолт на Украине из-за повышения цен на газ
06.08.2018 : Новости энергетики
МВФ требует от Украины повышения цен на газ для населения, однако это может привести страну к дефолту. Об этом заявил депутат Рады от Оппозиционного блока Юрий Павленко. По мнению парламентария, увеличение стоимости газа для населения приведёт к росту затрат на субсидии примерно на 50%, но таких денег в государственной казне нет — уже в июне из-за нехватки средств в Пенсионном фонде украинские пенсионеры не получили выплаты вовремя.
Депутат Верховной рады Украины от Оппозиционного блока Юрий Павленко полагает, что повышение цен на газ в стране может вызвать дефолт. «По последним данным, недофинансировано 41 млрд гривен общего фонда госбюджета на социальные программы, которые касаются поддержки самых уязвимых категорий», — сказал Павленко.
Депутат отметил, что рост цен на газ приведёт к необходимости выделения дополнительных субсидий.
Украинское правительство обсуждает разные варианты повышения цен на газ для населения осенью этого года. «МВФ требует уравнять цены на газ для промышленных потребителей и для населения. Сейчас промышленные предприятия платят в среднем 10 тыс. гривен ($366), а население — 7 тыс. гривен ($256) за 1 тыс. кубометров топлива. Видимо, нам придётся пойти на уступки МВФ, поскольку Украина остро нуждается в средствах».
Повышение цен на газ для населения — одно из основных условий, после выполнения которого МВФ выдаст Украине кредит на сумму $1,9 млрд. «До тех пор пока Украина и МВФ не договорятся, другие кредиторы не дадут стране и копейки. И, судя по настроениям в правительстве, они готовы пойти на все уступки», — рассказал источник в партии «Народный фронт».
По его словам, ещё несколько месяцев назад настроения в украинском кабмине были совсем иными — звучали заявления о том, что Киев сможет обойтись и без кредитов МВФ.
Но результаты работы украинской экономики оказались хуже прогнозируемых. По информации Государственного казначейства, в первом полугодии 2018 года доходы госбюджета составили 463,18 млрд гривен ($16,97 млрд), что на 3,1% меньше по сравнению с плановыми показателями. Дефицит средств привёл к задержке с выплатой пенсий на неделю. «Я в июле получил пенсию на полторы недели позднее, чем обычно. Она и так у меня небольшая и составляет около 2000 гривен ($73) в месяц, а тут ещё пришлось растягивать последние копейки, а потом просить помощи у сына, чего я обычно не делаю», — рассказал житель Чернигова Николай Седлецкий.
Проблема с выплатой пенсий — это просто один из фактов, который наглядно демонстрирует неэффективность украинского правительства, которое не умеет работать и не понимает, что такое управлять государством, написал в своей колонке для сайта телеканала «112 Украина» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
«Волей случая, а точнее в результате «майдана», люди, которые при других обстоятельствах не работали бы на высших государственных должностях, стали премьерами, министрами и госслужащими. В результате на Украине на уровне государственного управления появились просто некомпетентные люди, которые не умеют решать даже простые проблемы по выплате пенсий», — считает Охрименко.
«Ожидать от них действительно толковых или правильных решений не приходится. Это только говорится, что «кухарка может управлять государством», в действительности управлять министерством, а тем более правительством, должен профессионал, который знает экономику Украины, понимает как она работает, что такое госуправление и какие есть механизмы организации работы госорганов и министерств, чтобы не было сбоев. Но если человек делает очень быструю карьеру и плохо понимает, куда его занесли политические ветры перемен, то и результат его работы — одни провалы», — написал аналитик.
Ещё одним «достижением» украинского правительства стала задолженность по заработной плате в первом полугодии, которая увеличилась в том числе и перед бюджетниками: по данным Госказначейства, в июне задолженность выросла на 6% по сравнению с предыдущим месяцем и составила 1,6 млрд гривен ($58 млн). Юрий Павленко уверен, что отсутствие денег в бюджете и постоянное сокращение социальных программ приводит к «обнищанию народа».
Повышение цен на газ приведёт к росту количества желающих оформить субсидии, поскольку платить населению попросту нечем, пояснил Николай Седлецкий. По его словам, этой зимой за газ, которым житель Чернигова отапливал свой дом, ему пришлось платить около 700 гривен ($26) в месяц. «При этом мне помогал с оплатой сын, а соседи вынуждены были мёрзнуть, пока не оформили субсидию. Но если цена вырастет до 1000 гривен ($36,6) в месяц, то за субсидией обращусь не только я, но и все жители нашей улицы. Мы не можем себе позволить платить такие огромные средства», — посетовал мужчина.
Проблемы с оплатой жилищно-коммунальных услуг наблюдаются уже сейчас. По данным Государственной службы статистики Украины, в первом полугодии задолженность по оплате за газ по сравнению с январём — июнем прошлого года выросла на 50% — до 16,8 млрд гривен ($615 млн), за отопление и горячую воду — на 33%, до 11,4 млрд гривен ($418 млн), за содержание домов — на 30%, до 3,9 млрд гривен ($142 млн), за холодную воду — на 29%, до 2,7 млрд гривен ($99 млн).
«Населению нечем платить за коммунальные услуги, поэтому рост задолженности за коммунальные услуги — вполне прогнозируемая тенденция. Перед многими украинскими семьями сейчас стоит выбор: заплатить за квартиру или купить продукты питания», — рассказал источник в партии «Батькивщина».
При этом источник в украинском правительстве заявил, что в случае повышения цен на газ на субсидии надо дополнительно предусмотреть около 30 млрд гривен ($1,1 млрд). В бюджете на 2018 год на эти цели было предусмотрено около 61 млрд гривен ($2,2 млрд) — правительство рассчитывало, что рост доходов населения позволит отказаться от государственной помощи.
«Но этого не произошло, поскольку цены на товары и услуги растут быстрее, чем заработные платы населения. Проблема заключается в том, что брать дополнительные средства негде, и, вероятнее всего, придётся урезать другие статьи затрат», — заявил собеседник.
С учётом крайнего дефицита средств, желание правительства повысить заработные платы и пенсии осенью этого года, чтобы получить поддержку населения на выборах президента и парламента в следующем году, является крайне опасным, добавил источник в украинском правительстве.
С подобными проблемами украинское правительство сталкивается не в первый раз, и связано это с кризисным состоянием экономики Украины, заявил в интервью директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. Однако власти страны отвергают даже предположения, что Украине грозит дефолт, считая, что достаточно ускорения структурных реформ и продолжения сотрудничества с международными финансовыми организациями.
Но помимо неудовлетворительной ситуации с проведением реформ, важнейшей проблемой, которая может запустить механизм дефолта, являются огромные внешние долги Украины: в 2019 году стране придётся выплатить кредиторам наибольшие суммы. По этой причине эксперты не видят ни одного сценария, при котором без внешней помощи Украина могла бы справиться со своими долговыми обязательствами.
«Что бы ни говорили представители кабмина и президента, им не удалось вывести экономику на стабильный рост. Но следующий год для Украины — выборный, и вполне закономерно, что западные партнёры и дальше будут субсидировать страну во избежание дефолта. В противном случае реванш могут взять представители Оппозиционного блока, в чём Запад не заинтересован», — считает Денис Денисов.
Однако источник в партии «Самопомощь» не столь оптимистичен в своих прогнозах. По его словам, в ЕС и США наблюдается «усталость от Украины», поэтому Запад может отказаться от поддержки страны.
«Все прекрасно понимают, что Украина не смогла побороть коррупцию, хаос в управлении страной усиливается. Я бы на месте западных партнёров хорошо подумал, нужно ли помогать такому государству», — констатировал собеседник.
Депутат Верховной рады Украины от Оппозиционного блока Юрий Павленко полагает, что повышение цен на газ в стране может вызвать дефолт. «По последним данным, недофинансировано 41 млрд гривен общего фонда госбюджета на социальные программы, которые касаются поддержки самых уязвимых категорий», — сказал Павленко.
Депутат отметил, что рост цен на газ приведёт к необходимости выделения дополнительных субсидий.
Украинское правительство обсуждает разные варианты повышения цен на газ для населения осенью этого года. «МВФ требует уравнять цены на газ для промышленных потребителей и для населения. Сейчас промышленные предприятия платят в среднем 10 тыс. гривен ($366), а население — 7 тыс. гривен ($256) за 1 тыс. кубометров топлива. Видимо, нам придётся пойти на уступки МВФ, поскольку Украина остро нуждается в средствах».
Повышение цен на газ для населения — одно из основных условий, после выполнения которого МВФ выдаст Украине кредит на сумму $1,9 млрд. «До тех пор пока Украина и МВФ не договорятся, другие кредиторы не дадут стране и копейки. И, судя по настроениям в правительстве, они готовы пойти на все уступки», — рассказал источник в партии «Народный фронт».
По его словам, ещё несколько месяцев назад настроения в украинском кабмине были совсем иными — звучали заявления о том, что Киев сможет обойтись и без кредитов МВФ.
Но результаты работы украинской экономики оказались хуже прогнозируемых. По информации Государственного казначейства, в первом полугодии 2018 года доходы госбюджета составили 463,18 млрд гривен ($16,97 млрд), что на 3,1% меньше по сравнению с плановыми показателями. Дефицит средств привёл к задержке с выплатой пенсий на неделю. «Я в июле получил пенсию на полторы недели позднее, чем обычно. Она и так у меня небольшая и составляет около 2000 гривен ($73) в месяц, а тут ещё пришлось растягивать последние копейки, а потом просить помощи у сына, чего я обычно не делаю», — рассказал житель Чернигова Николай Седлецкий.
Проблема с выплатой пенсий — это просто один из фактов, который наглядно демонстрирует неэффективность украинского правительства, которое не умеет работать и не понимает, что такое управлять государством, написал в своей колонке для сайта телеканала «112 Украина» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
«Волей случая, а точнее в результате «майдана», люди, которые при других обстоятельствах не работали бы на высших государственных должностях, стали премьерами, министрами и госслужащими. В результате на Украине на уровне государственного управления появились просто некомпетентные люди, которые не умеют решать даже простые проблемы по выплате пенсий», — считает Охрименко.
«Ожидать от них действительно толковых или правильных решений не приходится. Это только говорится, что «кухарка может управлять государством», в действительности управлять министерством, а тем более правительством, должен профессионал, который знает экономику Украины, понимает как она работает, что такое госуправление и какие есть механизмы организации работы госорганов и министерств, чтобы не было сбоев. Но если человек делает очень быструю карьеру и плохо понимает, куда его занесли политические ветры перемен, то и результат его работы — одни провалы», — написал аналитик.
Ещё одним «достижением» украинского правительства стала задолженность по заработной плате в первом полугодии, которая увеличилась в том числе и перед бюджетниками: по данным Госказначейства, в июне задолженность выросла на 6% по сравнению с предыдущим месяцем и составила 1,6 млрд гривен ($58 млн). Юрий Павленко уверен, что отсутствие денег в бюджете и постоянное сокращение социальных программ приводит к «обнищанию народа».
Повышение цен на газ приведёт к росту количества желающих оформить субсидии, поскольку платить населению попросту нечем, пояснил Николай Седлецкий. По его словам, этой зимой за газ, которым житель Чернигова отапливал свой дом, ему пришлось платить около 700 гривен ($26) в месяц. «При этом мне помогал с оплатой сын, а соседи вынуждены были мёрзнуть, пока не оформили субсидию. Но если цена вырастет до 1000 гривен ($36,6) в месяц, то за субсидией обращусь не только я, но и все жители нашей улицы. Мы не можем себе позволить платить такие огромные средства», — посетовал мужчина.
Проблемы с оплатой жилищно-коммунальных услуг наблюдаются уже сейчас. По данным Государственной службы статистики Украины, в первом полугодии задолженность по оплате за газ по сравнению с январём — июнем прошлого года выросла на 50% — до 16,8 млрд гривен ($615 млн), за отопление и горячую воду — на 33%, до 11,4 млрд гривен ($418 млн), за содержание домов — на 30%, до 3,9 млрд гривен ($142 млн), за холодную воду — на 29%, до 2,7 млрд гривен ($99 млн).
«Населению нечем платить за коммунальные услуги, поэтому рост задолженности за коммунальные услуги — вполне прогнозируемая тенденция. Перед многими украинскими семьями сейчас стоит выбор: заплатить за квартиру или купить продукты питания», — рассказал источник в партии «Батькивщина».
При этом источник в украинском правительстве заявил, что в случае повышения цен на газ на субсидии надо дополнительно предусмотреть около 30 млрд гривен ($1,1 млрд). В бюджете на 2018 год на эти цели было предусмотрено около 61 млрд гривен ($2,2 млрд) — правительство рассчитывало, что рост доходов населения позволит отказаться от государственной помощи.
«Но этого не произошло, поскольку цены на товары и услуги растут быстрее, чем заработные платы населения. Проблема заключается в том, что брать дополнительные средства негде, и, вероятнее всего, придётся урезать другие статьи затрат», — заявил собеседник.
С учётом крайнего дефицита средств, желание правительства повысить заработные платы и пенсии осенью этого года, чтобы получить поддержку населения на выборах президента и парламента в следующем году, является крайне опасным, добавил источник в украинском правительстве.
С подобными проблемами украинское правительство сталкивается не в первый раз, и связано это с кризисным состоянием экономики Украины, заявил в интервью директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. Однако власти страны отвергают даже предположения, что Украине грозит дефолт, считая, что достаточно ускорения структурных реформ и продолжения сотрудничества с международными финансовыми организациями.
Но помимо неудовлетворительной ситуации с проведением реформ, важнейшей проблемой, которая может запустить механизм дефолта, являются огромные внешние долги Украины: в 2019 году стране придётся выплатить кредиторам наибольшие суммы. По этой причине эксперты не видят ни одного сценария, при котором без внешней помощи Украина могла бы справиться со своими долговыми обязательствами.
«Что бы ни говорили представители кабмина и президента, им не удалось вывести экономику на стабильный рост. Но следующий год для Украины — выборный, и вполне закономерно, что западные партнёры и дальше будут субсидировать страну во избежание дефолта. В противном случае реванш могут взять представители Оппозиционного блока, в чём Запад не заинтересован», — считает Денис Денисов.
Однако источник в партии «Самопомощь» не столь оптимистичен в своих прогнозах. По его словам, в ЕС и США наблюдается «усталость от Украины», поэтому Запад может отказаться от поддержки страны.
«Все прекрасно понимают, что Украина не смогла побороть коррупцию, хаос в управлении страной усиливается. Я бы на месте западных партнёров хорошо подумал, нужно ли помогать такому государству», — констатировал собеседник.
Похожие новости, из рубрики: