«Нафтогаз» требует от «Газпрома» $110 млн и считает будущие убытки

Профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин в беседе с ФБА «Экономика сегодня» оценил намерение украинской компании «Нафтогаз» добиваться в Стокгольмском арбитраже от «Газпрома» компенсации разницы между стоимостью импорта газа из Евросоюза и ценой, установленной решением суда.
По словам эксперта, есть два исходных решения арбитража, причём одно формально вынесено в пользу «Нафтогаза», второе — в пользу «Газпрома».

«В результате здесь возникла ситуация, которую юристы традиционно называют зачётом, когда одно требование закрывается другим требованием, и спор из-за этого прекращается», — пояснил Лабин.

Как добавил эксперт, если два решения приняты по одной проблематике, то автоматического зачёта не происходит, тем более что исполнение иностранных арбитражных решений регулируется Нью-Йоркской конвенцией от 1958 года.

«Здесь ясно, что с точки зрения права обе стороны в данном случае являются одновременно должниками и взыскателями», — заключил Лабин.

По его мнению, в такой ситуации можно было бы разобрать весь этот пакет требований на столе переговоров, но разумной позиции от Украины в сложившейся ситуации ждать не стоит.

Тем временем Минфин Украины опубликовал доклад, в котором говорится, что запуск газопровода «Северный поток — 2» может лишить Украину примерно 3% ВВП.

«Реализация проекта «Северный поток — 2» может привести к потерям за счёт уменьшения экспорта услуг примерно на 2,5—3% от ВВП (только прямые потери)», — говорится в докладе.